Особенности развития способностей детей

Психологические и физические особенности развития ребенка

Как часто можно услышать такие восклицания: «Вот умница! В три года уже умеет считать и читать!» Что и говорить, интеллектуальные занятия — это очень хорошо, только они не должны вытеснять простой двигательной активности. Ведь посредством её малыш учится общаться, понимать других людей, а также осознавать себя как личность. Оказывается, особенности развития способностей детей формируются еще в первый год жизни ребёнка.

Как рождаются чувства

Первый двигательный опыт младенец получает в утробе матери. Тогда же начинает работать первичный канал восприятия и общения — тактильный, он активируется от соприкосновения ребенка с внутриутробной жидкостью. Когда малыш рождается — внезапно меняется его ощущение веса, новорожденный сталкивается с гравитацией. С этого момента ребёнок овладевает движениями, учитывая силу гравитации.

Подросшие дети никогда не сидят на месте. До трёх лет познавательная деятельность реализуется исключительно посредством движения, до шести-семи лет движение остается одной из главных форм познания мира, формирующую особенности развития способностей детей. Ребёнок овладевает различными навыками через многократные повторения, подражание взрослым. В движении совершенствует он навыки:Особенности развития способностей детей

  1. ходьбы,
  2. бега,
  3. прыгания,
  4. кидания мяча,
  5. тонкую моторику рук,
  6. чувство равновесия и координацию.

Без двигательной активности человек не может развиваться ни эмоционально, ни интеллектуально. Особенно это касается детей первых лет жизни.

Движение взращивает способность общаться невербално — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Недаром в танцевальной психотерапии есть специальный термин — «развивающее движение».

Большая часть общения между новорожденным и его мамой происходит через прикосновения: мама и малыш с настраиваются друг на друга через дыхание, мамино тело «подстраивается» под малыша. Женщина часто берёт младенца на руки, сама принимает позу, максимально удобную для него. Эту заботу женщины о новорождённом известный английский психоаналитик Дональд Вудс Винникот назвал особым словом — «холдинг». «Держать ребёнка на руках, говорил он,— вроде бы сугубо физическая сторона дела, на самом деле она обусловливает психологическое развитие младенцев. Хороший холдинг дает им уверенность в благожелательности мира, но, что еще важнее, ускоряет эмоциональное развитие ребенка. Когда ребёнка «хорошо держат на руках», у него успешно закладываются основы личности. Дети не помнят, как их держали. Но если они были лишены этого опыта, у них останется психологическая травма».

Особенности развития способностей детейТелесный контакт в первые месяцы жизни младенца исключительно важен, и потому специалисты используют также специальный термин «хэндлинг» (handling) — это то, как мама, папа и другие члены семьи прикасаются к ребёнку, узнавая особенности развития способностей детей. Вот мама пеленает малыша. Прикосновения её будут разными в зависимости от того, с каким чувством она это делает. Когда женщина сильно огорчена или падает с ног от усталости, она пеленает ребенка машинально и не настроена на общение с ним. Если мать находится в ладу с собой, прислушивается к своим ощущениям, может распознавать их, значит, она способна уловить эмоциональное состояние малыша, его потребности: «Похоже, ему больше нравится лежать на животике, а сейчас он сыт и доволен. А почему он плачет? Голоден, мокрый или испугался?»

В танцетерапии это называется кинестетической эмпатией — на уровне тела почувствовать, что происходит с другим человеком. Через этот механизм с первого года жизни начинает формироваться навык взаимопонимания.

Последние исследования показали, что именно через «эмоциональную настройку» матери на малыша в первые годы жизни у него формируется такое качество, как привязанность. Ведущим в этой настройке является язык тела: язык жестов, движения, в том числе — мимики. Мама должна уметь адекватно «отзеркаливать» состояние малыша – голосом, словами, выражением лица. Он познаёт природу эмоции глядя на неё. Вот он засмеялся – мама тоже улыбается. Его что-то беспокоит, и мама встревоженно смотрит на него. В младенчестве «отзеркаливание» матерью ребёнка так же важно, как и удовлетворение его физических нужд. Малыш ещё не видит свое лицо, но может наблюдать, как его чувства отражаются на лице мамы и как она называет и объясняет их, что конечно формирует особенности развития способностей детей.

Для малыша в первые месяцы жизни очень важны мамины улыбающиеся глаза. В них заключено психологическое сообщение: «Я приветствую тебя, тебе здесь рады, тебя принимают и любят». Так, невербально, женщина демонстрирует ребенку так называемое качество присутствия. Такая эмоциональная связь со значимым близким обеспечивает развитие нейронных связей в мозге младенца. При этом запускается работа так называемых зеркальных нейронов, которые отвечают за понимание нами других людей, за сострадание и человечность. Ранний, невербальный опыт общения формирует в нас то, как мы будем относиться впоследствии к себе и к другим, взаимодействовать с миром. Навык невербального общения важен в любых близких отношениях на протяжении всей жизни. А далее — по мере взросления учитесь развивать внимательность и усидчивость, об этом мы писали в отдельной статье.

Ползком к независимости

Каждый двигательный навык, которым овладевает малыш первого года жизни, означает скачок в его психическом и интеллектуальном развитии. Присмотримся к этому пристальнее.

Ребёнок начинает ползать сначала по-пластунски, потом на четвереньках и у него формируется представление о правой и левой сторонах тела, развивается умение приводить их в действие попеременно.

С физической точки зрения, способность ползать свидетельствует о том, что формирование мышечного каркаса, освоение так называемых перекрёстных движений (при которых соблюдается координация правой руки с левой ногой, и левой руки правой ногой) близко к завершению. А значит, есть основа для ходьбы, правильной осанки.

Ползая, ребёнок овладевает направлениями в пространстве, свободным перемещением. На психологическом уровне это означает появление выбора: «Я могу выбрать из множества направлений одно, повернуть в эту сторону или в ту, я учусь выбирать свой путь, получаю возможность проявить свою инициативу». Ползание — это первые попытки младенца почувствовать себя полностью автономным от взрослых — «никто меня не держит», самостоятельно ориентироваться в отношениях с людьми, приближаться к ним и удаляться от них, определять степень близости с тем или иным человеком. Не всем детям нравится ползать, однако исключительно важно поддержать это движение, играть с ребенком в двигательные игры: например, в «догони меня» или «кто быстрее доберется до…», что влияет на дальнейшие особенности развития способностей детей.

Без сомнения, тело и движения являются отражением внутреннего мира человека, его души. То, как мы держим ось тела, умеем координировать верх — низ, право — лево, чувствовать связь центра тела и его периферию, какие движения используем (быстрые или медленные, лёгкие или сильные, резкие или плавные, прямые или гибкие) всё это отражает наши психологические особенности. Поэтому так важно поддерживать в детях интерес к овладению координацией, мастерством повседневного движения. Радость движения — это основа психологического комфорта. Когда ребенок вырастает и становится взрослым, этот опыт остается с ним как ресурс, к которому можно возвращаться и благодаря которому можно восстанавливаться, особенно после переживаний — острых, напряженных, травмирующих.


Отклики на "Особенности развития способностей детей" (4)

  1. Клара Федоровна:

    Интересная статья, там главное сильно не заморачиваться над этим, а то можно по больницам истаскаться)) Нужно следить за особенностями развития детей, но не сильно

  2. MikeNub:

    В этом возрасте также происходит оформление качеств темперамента ребенка. Как известно, темперамент зависит от врожденных особенностей нервной системы. Однако большое влияние на его внешние проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые впитывает ребенок с первых дней жизни из взаимоотношений со взрослыми.

  3. Nalichnuy:

    То, что при рождении у ребенка нет врожденных форм поведения – это не слабость, а его сила. Это дает малышу безграничные возможности приобретения нового опыта и развития.

  4. paro-povar.ru:

    То, что при рождении у ребенка нет врожденных форм поведения – это не слабость, а его сила. Это дает малышу безграничные возможности приобретения нового опыта и развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *